Предлагаемая вашему
вниманию книга задумывалась не как практическое руководство по веб-дизайну, а
скорее как учебник общего дизайна на частном материале веб-сайтов. Иначе
говоря, я пишу о том, как сделать что-то (в том числе сайт) красиво, а не о том, как что-то сделать.
Слово «дизайн» в
последние годы необычайно девальвировалось. Лишь постепенно интернетовская
публика начинает осознавать, что даже с приставкой «веб-» это понятие отнюдь не
является синонимом для языка HTML, сетевого программирования на Java или компьютерной
верстки. Поэтому в моей книге вы не найдете ни справочника по HTML, ни описаний последних
версий Adobe Photoshop или Microsoft FrontPage. Самое трудное в любом
деле — не как, а что, и вместо составления инструкций по тем или иным
эффектам в той или иной программе я рассказываю о том, какие оформительские
эффекты в принципе возможны, где они уместны и как воспринимаются зрителем.
Конечно, в чистом виде такой сугубо теоретический подход труднореализуем.
Чтобы позволить себе роскошь не учить инструкции, дизайнер должен свободно
ориентироваться в существующих дизайнерских технологиях и программах. Кроме
того, нужно учитывать, что в веб-дизайне «как» сильно влияет на «что»:
компьютер не только великолепно справляется с техникой традиционного дизайна,
но и открывает множество новых эффектов, новых возможностей, новых способов
комбинирования материала. Поэтому дизайнер, не имеющий представления о
специфических возможностях компьютера, вряд ли сможет создать на нем
что-нибудь конкурентоспособное.
Что здесь есть и чего здесь нет
Книга начинается с
обзора основных технологий, имеющих отношение к веб-дизайну: текстовых
кодировок, языков разметки (HTML и XML), способов представления графики (векторные и
растровые форматы) и технологий Интернет-программирования (сценарии, модули и
динамические страницы).
Большинство упоминаемых
технологий должны быть (по крайней мере, по названию) знакомы любому, кого способна
заинтересовать тема книги. Поэтому цель гл. 1 — не в том, чтобы обучить
читателя каким-то практическим навыкам; не претендует она и на роль
полновесного теоретического введения. Моей целью было лишь освежить в вашей памяти важнейшие свойства, возможности и ограничения
интернетовских технологий, а самое главное — показать их в сравнении друг с
другом и в динамике их развития, стимулируя тем самым целостное восприятие,
позволяющее ясно увидеть место и роль каждого отдельного языка или стандарта.
Гораздо систематичнее
подается в книге курс собственно визуального дизайна, начинающийся в гл. II с обзора абстрактных материалов дизайнера (формы, цвета, текстуры, шрифта)
и используемых в дизайне инструментов
(контраста,
баланса, динамики, нюансировки). Все эти понятия исследуются как в теории, так
и