и вертикали хотя и не равны, но явно опираются на пропорции самих
элементов — такое размещение смотрится привычно и даже несколько скучновато.
Более динамичного размещения можно достичь, сблизив элементы по одной оси
и
раздвинув по другой — особенно если, как в (б), больший интервал
перпендикулярен большему размеру самих элементов
Если элементов столько,
что все они не умещаются в один горизонтальный или вертикальный ряд, неизбежен
выход в новое измерение — построение двумерной «таблицы» элементов. Здесь можно
порекомендовать выделить одно из направлений (горизонтальное или вертикальное),
сблизив элементы по этому направлению заметно сильнее, чем по
перпендикулярному. Это позволяет достичь группирования на двух уровнях и, как
результат, более оживленных и разнообразных пространственных отношений в
композиции (особенно если такое группирование оправдано содержимым элементов).
При этом следует учитывать и пропорции самих элементов, как показано на рис. 8.
Преимущества одного из направлений перед другим можно достичь и другими
способами — например, только вертикальной или только горизонтальной
разлиновкой, чередованием фонового цвета в строках или столбцах таблицы (стр.
226). Из других типов размещения одноуровневых элементов следует особо выделить
намеренно случайное, хаотическое
расположение
— весьма сильнодействующий композиционный прием, почти всегда выступающий на
первый план (а потому применимый только к элементам, которые сами по себе
достаточно активны в композиции) и обязательно требующий поддержки со стороны
других элементов. Хотя прием этот популярен в современном дизайне, пользоваться
им нужно с большой осторожностью; у профессиональных дизайнеров
«псевдослучайное» расположение, как правило, прочно зафиксировано множеством
малозаметных нюансных координации (стр. 173). Любители же, чувствуя носящуюся в
воздухе моду на разбросанность, обычно вытесняют этот прием на задворки композиции,
применяя хаотическое расположение для элементов заднего плана — так возникают
бессчетные фоны со «звездным небом» или «мятой бумагой», беспорядочность
которых только раздражает (еще и потому, что она нередко сочетается с
назойливой повторяемостью изразца фонового изображения, стр. 259).
Другие варианты
двумерного размещения — более сложные, чем простое линейное, но при этом
остающиеся закономерными, нехаотическими — включают в себя шахматный порядок,
размещение по окружности и т. д. Эти геометрические мотивы не слишком часто
используются в современном дизайне; в большинстве случаев они (как и табличное
размещение с равными расстояниями между столбцами и строками) смотрятся
старомодно, привносят слишком много нарочитой упорядоченности, симметрии,
порождают новые линии и направления выравнивания — не горизонтальные и не
вертикальные