своей популярности в
современном дизайне растровые эффекты уступят разве что трехмерной графике, —
но, в отличие от нее, без эффектов не обходятся не только любители, но и
профессионалы. Если не по тиражам, то уж во всяком случае по разнообразию продуктов
индустрия растровых эффектов — определенно самый быстрорастущий сегмент рынка
графических программ. Оформленные, как правило, в виде подключаемых модулей для
Adobe Photoshop и других программ,
поддерживающих соответствующий интерфейс, фильтры эти россыпью и в наборах
(вроде Kai's Power Tools или Alien Skin Black Box) необычайно популярны у
дизайнеров-любителей, по работам которых обычно нетрудно определить, какие
фильтры и в каком порядке применялись к исходному изображению.
Пожалуй, только этим
«любительские любители» растровых эффектов и отличаются от любителей
профессиональных, композиции которых уже не так легко поддаются расшифровке.
Модный в современном дизайне «декадентский», «урбанистический» стиль (стр. 122)
предполагает интенсивное использование разнообразных фильтров для натуралистического
текстурирования, имитации размыва, осыпания и прочих проявлений деградации
(пример 5).
Нетекстурирующие эффекты
Как мы уже не раз убеждались, текстурный
анализ — один из самых плодотворных подходов к классификации различных явлений
дизайна. С этой точки зрения растровые фильтры распадаются на две основные
категории: те, которые изменяют текстуру исходного изображения
(текстурирующие), и те, которые этого не делают (нетекстурирующие). Последней
категории можно дать более формальное определение: нетекстурирующий фильтр —
это такой фильтр, который изменяет цвет каждого пиксела только на основании
общих параметров изображения и исходного цвета этого же пиксела (т. е. не позволяет
пикселам влиять друг на друга).
К категории
нетекстурирующих фильтров относятся все инструменты работы с цветом
(осветление, затемнение, изменение насыщенности и сдвиг цветового баланса), а
также обрезка и обтравка фона за объектом. Если в качестве источника берется не
одно изображение, а два или более, в этот класс попадают всевозможные режимы
наложения их друг на друга (список «Blending» в Photoshop), включая самый простой
и самый популярный вариант — коллаж из нескольких частично прозрачных изображений
(стр. 259). Как правило, текстура изображения при всех этих преобразованиях не
меняется (если не рассматривать крайний случай, когда какая-то часть
изображения заливается плоским цветом). Большинство эффектов этого класса
доступны не только в растровых, но и в векторных графических программах.
Конечно, применение
нетекстурирующих эффектов не ограничивается имитацией прозрачности. В
большинстве композиций все необходимые типы текстур (обычно плоский цвет и
фотографика) вводятся самими носителями