дизайна своего времени
именно бесформенность в
сознании непрофессионала выступает как прямая противоположность традиционно
понимаемой геометрической символике. Рискну предположить, что единственное
свойство, позволяющее подчеркнуто антигеометричной аморфной фигуре выполнять
функцию абстрактного символа, — это рукотворность, безошибочно опознаваемая искусственность, «след руки»
художника. Рукотворная аморфность всегда несет привкус небрежности,
торопливости, особой грубоватой эстетики. Но до тех пор, пока в характере
формы рукотворная экспрессия доминирует над безлично-натуральными проявлениями
расплывчатости, размытости или разбрызгивания, простота этой
формы определенно
работает на общее ощущение символизма. Можно сказать, что искусство логотипа,
повторяя в общих чертах эволюцию других изобразительных искусств, прошло за
последние десятилетия путь от барокко вензелей и виньеток, через аскетизм
раннего авангарда («Черный квадрат» Малевича), к свободе и нарочитой
небрежности абстрактного экспрессионизма (полотна Поллока и Ротко).
Пожалуй, единственная
форма, удовлетворяющая требованию рукотворности и притом достаточно интересная
визуально, — это имитация мазка грубой кистью, образец которой мы и видим в
логотипе Lucent. Менее удачный пример — лепестки цветка на официальной
эмблеме Олимпиады в Нагано (рис. 65), несущие явственный элемент аморфности и
хаотичности, но именно из-за отсутствия рукотворного начала едва вытягивающие
на роль логотипа. Формы эти не есть абстракция цветка, а лишь в какой-то мере стилизованное его
изображение. Обратите также внимание, что аморфность формы ни в коем случае не
должна распространяться на текстурный аспект графики: если геометрически более
простые формы допускают использование двух и более цветов, то аморфные объекты
обязаны компенсировать сложность очертаний строгой одноцветностью, а
нелинейность их контура не должна сочетаться с какой бы то ни было размытостью
или неоднородностями внутри поверхности. С этой точки зрения серые тени под
разноцветными лепестками в эмблеме Нагано хотя и не пользуются размытостью, как
подобало бы падающим теням, тем не менее ведут к еще большему «дребезжанию»
композиции, делая ее едва ли пригодной на роль знака.
Шрифт
Требование цельности и
простоты делает практически невозможным создание логотипа с участием двух и
более разных шрифтов. Единственное исключение — чисто текстовый логотип, в
котором отсутствие графики позволяет сконцентрироваться на сложных отношениях
пары контрастирующих шрифтов (как в заголовке журнала «Internet», см. рис. 36, а на стр. 137). В то же время разные части текста
знака могут противопоставляться по цвету или начертанию одного и того же
шрифта; обычно отношения между элементами текста как-то координируются с
отношениями внутри