звучание переднего плана вместо того, чтобы
тактично уйти в тень, ослабнуть на тех участках, где он мешает восприятию
текста или графики. Конечный итог всего этого — с трудом переносимое ощущение
хаоса, неопрятности и полнейшего отсутствия «хозяйской руки». Беспорядочность
может нести художественный заряд, но только в том случае, когда он вложен в нее
дизайнером; беспорядочность же дикая, необработанная — да к тому же
сочетающаяся со столь же бездушной компьютерной упорядоченностью — вызывает
только раздражение.
Раздражение это
настолько универсально, что рекомендация вообще воздерживаться от
использования фонов на веб-страницах стала одним из общих мест всевозможных
сборников советов по созданию веб-страниц для начинающих. Авторы подобных
сочинений обычно упирают на нечитабельность текста со слишком ярким и пестрым
фоном, хотя, как мы видим, у психологического отторжения
материальных фонов есть
и более глубоко лежащие причины.
Прогладить с изнанки
Оставив на время в
стороне вопросы эстетики фоновых изображений, давайте обсудим одну сугубо
техническую проблему: как сделать бесшовный фон, у которого были бы незаметны стыки между соседними копиями
«изразца». Сколь бы долго и мучительно вы ни перекрашивали расположенные у
края картинки пикселы вручную, добиваясь их соответствия пикселам
противоположного края, — в окне броузера линии стыка все равно будут бросаться
в глаза. Человеческое восприятие натренировано вылавливать признаки порядка в
кажущемся хаосе, и какими бы незначительными ни были дефекты «сварки», их
повторение в регулярной прямоугольной сетке делает их издевательски заметными.
Но представьте себе, что у вас вдруг появилась возможность редактировать
фоновый изразец прямо на плоскости, где он находится в окружении своих копий,
причем так, что любые вносимые изменения отображаются одновременно во всех копиях размноженного изображения. Если при этом
вы сможете свободно пересекать границы изразцов и сразу же будете видеть
конечный результат своих действий — залитую этим фоном плоскость, — то ручное
сглаживание и шпаклевка стыков становятся вполне реальным делом даже без
использования каких-то нестандартных инструментов. Чтобы добиться описанного
эффекта, достаточно разделить прямоугольник вашего изображения на четыре
четверти (рис. 58, а) и поменять их местами
(рис. 58, б). После этого измененное
изображение будет, по сути, представлять собой фрагмент плоскости, заполненной
исходным изображением — причем фрагмент этот выбран так, что на нем видны углы
четырех соседних копий изразца. Разумеется, повторение этого