одного-двух килобайт в секунду.
Эта «мировая константа» не только ограничивает суммарный объем всех файлов,
относящихся к одной странице (сейчас допустимый максимум этой величины лежит в
районе 100 Кб), но и сильнейшим образом влияет на динамику восприятия (стр.
166). Веб-страница никогда не возникает перед читателем вся сразу — она
способна лишь томительно «проявляться», и очень часто пользователь уходит по
ссылке дальше или возвращается назад, так и не дождавшись догрузки всех
картинок. В результате «всемирная паутина», которая потенциально могла бы быть
не менее динамичной, чем телевидение или по крайней мере мультимедийные
компьютерные программы, вынуждена подражать гораздо более древним и
консервативным средствам распространения информации.
Собственно говоря, этот
пока что принципиально неустранимый недостаток вряд ли вообще является
недостатком. Мельтешения кадров и задыхающихся, едва поспевающих за событиями
голосов дикторов нам вполне хватает и в телевизоре, а невозможность посмотреть
через Интернет, скажем, полноценные отрывки из фильмов — беда не настолько
серьезная, чтобы считать ее преодоление первоочередной задачей развития сети.
Потенциал свободной, всепланетной информационной среды, пусть и ограниченной
текстом и почти статическими изображениями, не раскрыт еще и на сотую долю, и
перед всеми, кто работает в этой области, — включая дизайнеров — расстилается
необозримое поле неисследованных возможностей. Наконец, третий и последний
источник ограничений, который я не раз упоминал в гл. I, вызван причинами скорее
историческими, чем техническими: многое из того, что вполне возможно было бы
реализовать в рамках ограничений каналов связи и устройств вывода, просто
не предусмотрено еще в
соответствующих стандартах. Или же — предусмотрено, но не реализовано в
реальных, имеющих хождение в Интернете программах (прежде всего в броузерах).
Или, наоборот,
— реализовано в программах, но не поддержано официальными
стандартами. Вариантов много, и дизайнеру на каждом шагу приходится делать
нелегкий выбор между духом и буквой стандарта (далеко не всегда, кстати,
согласующимися друг с другом) и общепринятой практикой.
Неудивительно, что
дизайнеры не очень-то любят соблюдать официальные стандарты HTML: ведь одной из
провозглашенных Консорциумом W3 целей стандартизации является именно поддержка
альтернативных (чисто текстовых, звуковых и т.п.) средств доступа к
веб-содержимому (стр. 34) — то есть, по сути, узаконение того самого разнобоя,
следствием которого является принцип «общего знаменателя». Именно для того,
чтобы не относиться к Консорциуму W3 как к душителю творческой свободы, стоит
потратить некоторое время на знакомство с историей развития и идеологией языка
HTML и связанных с ним
технологий (стр. 19).
От общего